Вы можете оставить свое воспоминание о Диме Морозове.
карта сайта
|
|
Морозов Сергей Гавриилович, отец
Дима родился 8 июля 1969 г. в Академгородке, в окрестностях Новосибирска. А уже через год, как только я окончил Новосибирский государственный университет, мы всей семьей переехали в Краснодар, где и живем до сих пор.
После окончания 23-й школы Дима поступил на физический факультет Кубанского государственного университета, а затем стал преподавать математику в Политехническом институте и, по совместительству, физику в Мединституте. Обучался в аспирантуре. Параллельно серьезно увлекся фотографией, а с 1998 г. это увлечение стало его основной профессией.
Когда-то я прочитал фразу Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Именно такой мир мы и старались создать для Димы, когда он рос. Мы, родители Димы, всю свою душу вкладывали в его воспитание, образование и развитие. Каждую свободную минуту мы отдавали общению с ним. И каждый год он радовал нас все новыми и новыми успехами.
Мы были очень счастливы и гордились своими сыновьями. Даже когда они выросли, и у них появились собственные семьи, наша общая, ставшая большой, семья продолжала жить в атмосфере любви и взаимного уважения. Все помогали друг другу, чем могли. Вместе мы встречали праздники. Все мы жили по принципу: «Мне будет хорошо, если всем окружающим меня близким людям я смогу сделать хорошо». И все это очень ценили.
В результате мы вырастили из Димы прекрасного человека. Все, кто его знал, отмечали его порядочность, честность, интеллигентность. Многие удивлялись его глубоким знаниям литературы, искусства, истории, его феноменальной памяти. Он увлекался историей авиации, горными лыжами и дайвингом, плавал на яхте из Новороссийска в Средиземное и Красное море, был членом команды КВН. У него были большие успехи в профессиональном плане. Он организовал несколько персональных выставок своих авторских работ. Его фотографии и статьи регулярно печатались во многих журналах, в том числе за рубежом. Он был участником кинофестивалей, проводившихся в крае, и других мероприятий, значимых для жизни края. Его приглашали в жюри многих конкурсов. Дима был хорошо известен в городе. О нем и его творчестве часто рассказывало местное телевидение. Его работы высоко ценились. И у него были огромные творческие планы.
А главное, он очень любил жизнь, и она у него была очень интересной, радостной, насыщенной яркими событиями.
О детских годах
В детские годы мы вели записную книжку, в которую заносили наиболее интересные моменты из жизни Димы, его смешные высказывания. К сожалению, записи мы делали лишь изредка, а то, что вовремя не записывалось, часто забывалось. Ниже приведены наиболее интересные записи и воспоминания.
Когда я забирал Диму из роддома, первая моя фраза: «Посмотри, какой он симпатичный, и вовсе не страшненький!». Дима родился смугленьким, с огромными глазищами синевато-черного цвета. Когда Диме было два-три года, посторонние люди очень часто просто подходили поближе, чтобы посмотреть на него и поговорить. Внешностью Димы мы часто пользовались в «корыстных» целях. Например, если в кинотеатр не было билетов, мы подходили к кассе, поднимали Диму к окошку, и он просил: «Тетенька, мы с мамой и папой очень хотим пойти в кино, не найдется ли у Вас лишних билетиков?» Билеты практически всегда находились. Или в горах, когда надо было поймать попутную машину. Очень редко, увидев Диму, стоящего у обочины с рюкзаком за плечами, кто-то мог проехать мимо, не остановившись, и не предложив подвезти. Однако, где-то в 12…14 лет Дима «перерос», и стал просто симпатичным подростком, ничем особенно не выделяющимся среди сверстников.
Дима с самого рождения был очень спокойным ребенком. Плакал очень редко и всю ночь спал. А первый раз слово «папа» Дима сказал в два месяца, глядя мне прямо в глаза, когда я его пеленал (понятно, что неосознанно, но как мне это было приятно!). Никто до сих пор в это не верит, но это было действительно так.
А развитие у него, действительно, было ранним. В год он уже начал произносить фразы, в полтора года – рассказывал сказку «Курочка ряба», стихи Агнии Барто и т.п.
2 года. Первый раз повезли Диму на море. Не обошлось без приключений. Три мамы стоят в воде по грудь, разговаривают. Рядом на трех матрасах трое детей примерно одного возраста. Вдруг что-то отвлекло мам на секунду. Обернулись, а Димы на матрасе нет. Оттолкнули матрас в сторону и видят, что Дима на четвереньках ползет по дну. Мгновенно выловили. Он собрался расплакаться, а его спрашивают: «Ты нырнул в море, как папа?» - Дима сразу заулыбался: «Да, как папа!».
В садик Дима начал ходить в 1,5 года. Как-то решил помочь воспитателям, когда те отвлеклись во время обеда. Стал ходить между столов, и тех, кто баловался, легонько стукал ложкой по лбу, призывая к порядку.
Мы были достаточно требовательны к Диме, слово «нельзя» у нас встречалось редко, но выполнялось неукоснительно. В результате в два года, когда мы жили на частной квартире, он в огороде у хозяев не сорвал ни одной ягодки, потому что это – чужое: «Мне мама купит» (это и многие другие качества, заложенные в детстве, сохранились у Димы на всю жизнь).
Фото 1. Диме 1 год.
Фото 2 и 3. Диме 1 год 5 месяцев.
Из записной книжки:
Дима очень любит масло. Бабушка намазывает ему масло на хлеб, а ему все мало. Когда она ему сказала, что масла уже очень много, он в ответ: «Баба, надень очки!» (1,5 года).
«Дедушка, давай играть. Ты будешь муха, а я тебя буду бить» (1,8 года).
Нарисовал что-то на руке: «Я хочу, как у дяди Гены».
Проходя мимо колодца, увидел, что сосед (15 лет) пьет воду из ведра. Совершенно спокойно, мимоходом: «Коля, не пей много воды, а то ночью описаешься». Коля поперхнулся от смеха и уронил ведро в колодец.
Катая Диму на карусели, я сильно повредил себе ногу. Дима говорит: «Надо позвать доктора Айболита. Пусть он пришьет папе новые ножки, маленькие, а то у него длинные ножки, лезут, куда не надо».
По пути из садика я решил купить кружку пива. Дима прочел мне лекцию о вреде пива: «Пиво плохое, один чужой дядя пиво пил, и у него животик заболел». Пришлось пройти мимо киоска.
Дима долго сидит на горшке, его поторопили, а он в ответ: «Ты что, на работу опаздываешь?»
2,5 года. У Димы великолепная речь, очень большой запас слов, говорит грамотно. Знает практически все буквы. Пройти мимо афиш невозможно, останавливается и рассматривает буквы: «А это какая буква? А какое слово начинается с этой буквы? И т.д.». Для него это – игра. Как-то я со смехом обозвал его поросенком и спросил: «А с какой буквы начинается поросенок?». Дима обиделся: «Ни с какой! Нет еще такой буквы, чтобы поросенок с нее начинался».
Очень любит сказки. Знает наизусть и легко может рассказать от начала до конца все сказки Чуковского, про Буратино и многие другие.
Дима большой фантазер. Переносит себя и всех окружающих его людей в понравившуюся ему сказку. Долгое время жил в «сказке про Маугли». Говорил, что он – папа волк, бабуля – пантера Багира, а дедушка – медведь Балу. Все жили в большой пещере. Причем Дима так ярко и красочно описывал все происходившие там события, как будто все это было в реальной жизни. Постепенно пещера наполнялась различными персонажами, вплоть до его друзей солдат со звездочками на погонах, милиционеров, клоунов и хороших пьяных мужиков. Дело в том, что однажды кто-то припугнул его пьяными мужиками, так он стал повторять: «Мои друзья, пьяные мужики, такие хорошие, они в моей пещере живут и к нам в гости придут, я вас с ними познакомлю».
Фото 4. Диме 2 года 5 месяцев.
Фото 5. Диме 2 года 8 месяцев.
Из записной книжки:
«Не бейте мух, может быть у них детки маленькие!»
Играет на кровати, закладывая ноги за уши: «Папа, а ты так можешь?». Мама отвечает со смехом: «Нет, папа у нас уже старый» - «А когда у нас будет новый папа?»
Мама уехала сдавать сессию. Дима очень скучает, сидит как-то со своим плюшевым мишкой: «Мишка, я твой папа, папа Сережа – мой папа, а мамы нет ни у меня, ни у тебя».
Мама «скорчила рожу» и сказала: «Мяу». Дима серьезно: «Ты же не царапаешься».
Довольный рассказывает: «Мы в садике играли в крушение поездов – разбегались и стукались лбами. Были шишки на лбах, но никто не плакал».
В зоопарке ему понравился козерог по кличке «Сибиряк». Мы ему объяснили, что он родился в Сибири, поэтому он тоже сибиряк. Дима вначале не соглашался, мол, сибиряками бывают только козероги. Наконец согласился: «Я родился в Сибири, поэтому я козерог».
3 года. Первый поход в горы (г. Собер) с ночевками в палатке (2 года 10 месяцев). Вкусил все прелести походной жизни. Понравилось. В основном, использовались два способа передвижения (50/50): на своих двоих, держась за папину руку, и сидя на его плечах.
Летом опять ездили на море. Дима научился плавать на круге. Плавает лихо. Только успевай следить, догонять и возвращать ближе к берегу.
С обучением чтению мы допустили большую ошибку. Названия букв Дима выучил давно, а надо было учить не названия букв, а звуки, которые соответствуют буквам. Из «эм», «а», эм», «а» трудно составить слово «мама». Потребовалось время, чтобы переучиться. Поэтому читать Дима начал почти в три года.
Зато мы очень много читали ему сами. Старались выбирать самые интересные для данного возраста книги. Часто пересказывали доступным ему языком то, что знали, читали или узнавали сами и что было бы ему интересно. Постоянно решали математические задачки. Смотрели все интересные фильмы. Мы могли даже бросить недомытый пол, если узнавали, что в каком-то доме культуры на окраине города через час начинается интересный для Димы фильм.
Фото 6 и 7. Способы передвижения в походе, Диме 2 года 10 месяцев.
Фото 8 и 9. На море, Диме 3 года.
Из записной книжки:
Первый раз рассказали ему сказку «Аленький цветочек, которую закончили словами: «Стали они жить – поживать и ума наживать». Дима воспротивился: «Нет, ума стала наживать коза с козлятами, а они стали жить – поживать и детей наживать»
После отпуска собрались в садик, а анализы оказались плохими. Положили с бабушкой в больницу. Во время обхода один из врачей спрашивает у Димы: «Что с тобой?» - «Да микробы в животе завелись» - «А как они туда попали?» - «Я сала со сметаной наелся» - «И много их?» - «Было много, а осталось два» - «А куда остальные делись?» - «Да в анализы ушли». С этого момента врач по несколько раз в день заходил в палату побеседовать с Димой.
Борется со мной на диване. Когда я его «скрутил», он стал звать маму на помощь: «Принцессонька, спаси, меня глупый король обижает».
«А тетя Луша (соседка) скоро котят родит!»
«Я похож на папу, только глазки у меня черные, как у мамы, и язык такой же длинный, как у нее».
Собирается, когда вырастет большой жениться на маме. Но однажды она его наказала, он обиделся и говорит: «Если ты будешь так себя вести, то я на тебе и не женюсь».
4 года. Мы купили альбом (папку с репродукциями на отдельных листах) Чюрлениса – литовского композитора и художника. Кстати, многие критики тогда считали его художественное творчество – работой умалишенного. Дима разложил репродукции на диване. Долго смотрел на них, восхищался, затем сказал: «Слышите, какая здесь музыка звучит!!!»
Мы часто ездили в книжные магазины различных станиц, т.к. там, в отличие от городских магазинов, можно было чаще купить хорошие книги. Однажды купили книжку «Питер Пен», сказку об острове «Где-то там», куда попадают все потерявшиеся, или сбежавшие от родителей, дети, где живут феи, пираты и т.д., и где происходят удивительные приключения. В садике Дима часто пересказывал понравившиеся ему сказки. Воспитатели были очень довольны этим, т.к. можно было отдохнуть, пока дети были полностью поглощены Димиными рассказами. После прочтения «Питер Пена» Дима пересказал эту книжку в садике. Дети прониклись идеей. В момент, когда воспитатели отвлеклись, Дима возглавил и увел всю группу на остров «Где-то там». Воспитатели спохватились и поймали детей только в квартале от садика. После этого попросили нас дать им эту книжку почитать.
 Первый раз пошли в поход в «большие горы», в район Домбая. Поднялись на ледник выше альплагеря, искупались в Форельном озере. И главное – своими ногами покорили первый перевал Гитче-Мурунджу, 3500 м, 1-А категория сложности. Естественно, тот путь, который обычная группа горных туристов может пройти за один день, мы проходили за три дня. Правда, после подъема на перевал сил у Димы уже осталось мало, поэтому по снегу он спускался верхом на папиной штормовке, как на санках, запряженных в папу.
На перевале я оставил записку с описанием факта покорения этого перевала четырехлетним ребенком и попросил, чтобы эту записку никто не забирал, чтобы она придавала бодрость всем, кто в дальнейшем будет проходить через этот перевал. Дело в том, что каждая группа оставляет на перевале свою записку, забирает записку предыдущей группы в качестве доказательства перехода через данный перевал и прикладывает ее к своему отчету. К сожалению, первая же группа, догнавшая нас на спуске, похвасталась, что им досталась такая замечательная записка.
Фото 10. В Домбае, Диме 4 года.
Фото 11. Спуск с перевала.
Одно время мы жили в доме с коридорной системой. Одни из соседей – семья с сыном, чуть старше Димы. Был какой-то праздник, взрослые – в нашей комнате, дети – в комнате соседей. Приходим навестить детей, а сын соседей забрался на высоченный шкаф с антресолями и собирается спрыгнуть на кровать. Его поругали, поставив в пример Диму: «Смотри, Дима - хороший мальчик, не лезет на шкаф» - на что Дима ответил: «А я только что спрыгнул».
Фото 12. Урок скалолазания, Диме 4 года, 10 месяцев.
Из записной книжки:
Очень хотел съездить с папой в командировку в Москву. Одевается как-то утром и говорит мечтательно: «А в Москве продаются даже носки с карманами». Пришлось маме сшить такие носки, которые папа «привез» ему из очередной командировки. Радости не было предела.
«А мои богатыри, которые живут со мной в пещере, могут устроить едопад, и посыпятся с неба всякие вкусные вещи. Ведь бывают водопады, снегопады, камнепады, а это будет едопад».
Все время помогает маме, в том числе, носить сумки: «Мы с папой потому тебе помогаем, чтобы ты нам смогла кого-нибудь родить».
Все время просит родить маленького ребенка. Пришлось сказать, что подождем до получения квартиры. «Бабуля, а когда ты получишь квартиру, мы и тебе родим ребенка».
«Когда я вырасту большой, и у меня будут дети, так они тоже будут жить вместе с вами».
Дима готов все на свете раздарить. Идет к кому-нибудь в гости – несет подарок. К нему приходят дети – опять что-нибудь подарит. В садик постоянно носит игрушки и раздаривает детям. Однажды услышали в новостях, что американцы собрались закупать у нас какие-то игрушки. Дима услышал и говорит: «А зачем они будут покупать? Пусть приходят к нам домой, я им и так все подарю».
Заинтересовался происхождением человека от обезьяны, мы ему все объяснили. После этого на вопрос: «Ты тоже произошел от обезьяны?» - ответил с гордостью: «Нет, я произошел от мамы!»
Бабушка подарила Диме на день рождения плюшевого медвежонка. «Мы с мишкой близнецы».
Прочитали Диме сказку Пушкина «О царе Салтане» - «А с кем царь Салтан воевал?» - «Не знаю, Пушкин этого не написал» - «А я знаю, он воевал с белогвардейцами».
«Какая царевна Лебедь волшебница хорошая, за одну ночь построила город и родила столько людей!»
5 лет. Летом 1974 г. мы решили с Димой и нашим племянником Вадимом (12 лет) пройти через перевал «Ак» (1 А категории сложности, 3500 м) в долину реки Узункол. Я знал, что с перевала очень хороший снежный спуск. Поэтому заранее настроил детей, что спускаться будем на «пятой точке» (на снег кладется пленка, потом достаточно толстая прокладка, на случай, если встретится камешек, сверху садишься сам). Обычно дети очень любят кататься во дворах с горок, высотой около 2 м. А здесь будет горка высотой около 300 м! Дети восприняли эту идею с восторгом.
Когда мы подошли к перевалу, нас догнал старый альпинист-одиночка, на вид около 65 лет. Выяснилось, что мы идем одним маршрутом, и он решил нам помочь, т.е. сопровождать нас при переходе через перевал. Нашу идею спуска он отверг категорически, только рубить ступени и спускаться очень осторожно, лучше связавшись веревкой. Дети приуныли. Еще альпинист рассказал детям много разных историй, в том числе, что происходит с рюкзаками, которые туристы спускают по снежным склонам с перевалов для облегчения своего спуска. Как рюкзак сначала медленно катится: «телеп, телеп, телеп», затем ускоряется, рвется, и как из него начинают в разные стороны разлетаться вещи.
 Пройдя перевал, начали спуск (от веревки отказались из-за достаточной пологости спуска). Первым шел альпинист, затем мама, Вадим и, последним, я с Димой. Вдруг мама поскользнулась, сбила с ног альпиниста, причем так, что он не мог воспользоваться ледорубом для торможения, и вместе с ним проехала до конца спуска (дальше шел практически горизонтальный участок), оставляя в снегу траншею, примерно 30 см глубиной. Альпинист стал кричать, давая указания Вадиму спускаться осторожно. Но Вадим не смог вытерпеть такой несправедливости (он съехал, а мне нельзя!), поэтому плюхнулся в траншею и скатился вниз следом. Красота! Какая скорость! И снежные брызги на два метра вверх и в стороны, как бывает, когда катаешься на водных лыжах!
Фото 13. На перевале Ак.
Фото 14. Спуск с перевала.
Альпинист, сняв свой рюкзак и положив его в траншею, кричит снизу, а у Димы на глазах навернулись слезы, смотрит на меня умоляюще. Я сел на снег, посадил на колени Диму, и мы поехали. Траншея уже была укатана, мой вес больше, чем у Вадима, поэтому я набрал более высокую скорость. Альпинист кричит: «Тормози, тормози!», я пытаюсь притормозить, как могу, но все равно врезаюсь ногами в его рюкзак. Рюкзак начинает медленно катиться: «телеп, телеп». И тут Дима подкладывает свой язык: «А когда из рюкзака начнут вещи вылетать?».
Альпинист в сердцах глянул сердито на нас, повернулся и молча пошел вниз, подобрав по пути свой рюкзак. Когда мы следом спустились до края снега, увидели, что он сидит на камне, поджидая нас. Убедившись, что с нами все в порядке, и поговорив (я извинился), он отправился вниз в альплагерь. А мы переоделись (на Диме оказались сухими только маленькие кусочки резинки на трусиках) и отдохнули. Увидели, что вокруг очень красивое место, зеленая трава, море цветов, множество ручейков, вытекающих из ледников, мы решили здесь заночевать.
А ночью проснулись от какой-то тяжести. Я с трудом вылез из палатки. Оказывается, выпал снег, толщиной около 40 см, и палатка рухнула. А утром солнышко припекло так, что дети играли в снежки в одних трусиках.
Фото 15. Игра в снежки.
Днем спустились к лесу. А там - море черники. Белых грибов – хоть косой коси. Решили остановиться. Дети начали «пастись», мы стали собирать грибы на ужин (лучше, чем сухари и консервы). Нас увидела толпа чумазых детей из соседнего коша (летнего жилища пастухов с загоном для скота). Они тоже принесли нам гору грибов в подолах платьев и рубашек. На вопрос: «Почему они не отнесли эти грибы мамам?» - один из них, лет четырех, выпятив оголившийся живот, гордо ответил: «Карачай грибы не ест!».
Наши дети после нескольких дней похода ничем не отличались, такие же чумазые. Поэтому мы несколько раз, посмеиваясь, обозвали Диму: «Карачай». Мы приготовили прекрасный ужин: грибной суп, жареные грибы, черничный кисель. После ужина говорим Диме, перемазанному до ушей киселем: «Ты хоть пойди, морду вымой». А он в ответ, гордо выпятив живот: «Карачай морду не моет!»
На море Дима освоил ласты, маску и трубку. С ними стал плавать достаточно уверенно. Без них – проплывает лишь несколько метров.
В нашем доме жило несколько семей с детьми Диминого возраста. Дети дружили. На новый год мы устраивали им новогодние утренники. Придумывали различные игры, конкурсы, представления. Было весело. Родители веселились не меньше детей. В этом году детей поздравил волшебник Гудвин, выполнивший все их желания, в том числе, превратился в слона, который покатал всех верхом на себе. Когда дети совсем замучили Гудвина, в комнату ворвалась стая летучих обезьян, схватила Гудвина и унесла его обратно в Изумрудный город.
Фото 16. На море, Диме 5 лет.
Фото 17. На новогоднем утреннике, момент превращения волшебника Гудвина в слона.
Из записной книжки:
Рано начал интересоваться проблемами мироздания: Как-то неожиданно спросил: «А когда все закончится?» - «Что все?» - «Ну, все, Земля, Солнце, вселенная, все-все». Пришлось говорить, что никогда. «А когда все началось?» - «Существует всегда» - «Нет, ведь у каждой вещи бывает начало и конец, так, когда же все началось и когда закончится?». Пришлось кратко понятным ему языком рассказать о космологии и эволюции вселенной.
Когда играет с солдатиками, так у него красные командиры: Буденный, Чапаев и князь Игорь.
У него в садике уже есть девочка, ради которой он даже стал играть за белогвардейцев: «Ира захотела быть белогвардейцем, а я хочу быть там, где она, и всегда ее защищать».
Подстригли волосы, кудряшки лежат на газете, и вдруг он видит, что кончики волос совсем светлые: «Может это у меня уже от старости концы волос побелели?»
Очень любил подниматься по лестнице на четвереньках, запреты и объяснения о микробах не очень-то помогали. Однажды я сказал, что превращение обезьяны в человека началось, когда она поднялась на задние лапы, а у него, у Димы, наверное, начался обратный процесс. Дима встревожено поглядел на меня и встал. И больше никогда на четвереньки не становился.
После отпуска возвращается из садика и с гордостью заявляет: «Представляешь, я целый месяц был в отпуске, а Ира до сих пор меня не забыла!»
«Смотри, дядя бенгальскими огнями трубы режет!»
6 лет. Дима – творческая натура. Много рисует. Особенно ему нравится рисовать батальные сцены, например, битвы под Бородино, Полтавой, на Куликовом поле, Чудском озере, при Фермопилах, взятии Трои и т.д. Все это рисуется на большом листе ватмана. Войска (тысячи фигур, размером 1…3 см) располагаются так, как это было в действительности по схемам битв и их описаниям в книгах. Мундиры различных видов войск (гусаров, кирасиров, артиллеристов, пехоты, и т.д.) тоже соответствуют изображенным в книгах.
Дима сам сочиняет много сказок. Может часами петь сочиненные им самим оперы, никогда не сбиваясь, у него потрясающая музыкальная память. Знает великое множество песен и стихов. Зачастую запоминает их с первого раза.
Этим летом мы поехали в район Архыза. Не доходя до горы София, через невысокий перевал мы попали в очень красивое место: три небольших озера, расположенных рядом, все разного цвета. Спустились к озерам и стали разбивать палатку. Дети (мы опять взяли с собой Вадима) обнаружили на камнях несколько кучек печения. Удивились, но вскоре все прояснилось. К нам вышло стадо туров, голов 20…30. Они подпускали нас к себе на расстояние около 10 м. Совсем непуганые. Им на подкормку и оставили печение туристы, которые, видимо, только что здесь прошли.
 Дети нашли какие-то перья, я смастерил им луки и стрелы, и дети превратились в индейцев – охотников на туров (только детям наказали: ни в коем случае не пугать их!!!). Утром решили провести здесь еще день, и он прошел очень весело. А ночью грянула гроза. Таких гроз я больше никогда не встречал. Дождь – стеной, между вспышками молний и раскатами грома – менее 1 секунды. Чувствовалось, что молнии бьют совсем рядом. Все металлические вещи пришлось выкинуть подальше от палатки. В палатке образовался слой воды. Дождь продолжался двое суток. В итоге мы не выдержали, собрали все вещи (как потяжелели рюкзаки от мокрых вещей!) и под дождем стали спускаться в долину по скользкому, размытому склону. На наше счастье в долине мы обнаружили брошенный, наполовину разрушенный вагончик. Уже стемнело, когда мы закончили его отмывать. Оказывается, какое это наслаждение - выспаться в сухом месте, даже если спальники мокрые!
Фото 18 и 19. Охота на туров и продолжение охоты на море.
Затем через перевал Пхия мы прошли к другому уникальному месту. На площадке размером примерно 10х10 м находится более 20 источников минеральных вод. И все – разные. Возле источников – камни с надписями, от каких болезней лечит эта вода, например: «Глаза», «Почки», «Желудок» и т.д. А выше всех источник с надписью на камне: «Святая вода», помогающая от всех болезней и самая вкусная. Вода из всех источников стекает по канавкам в выдолбленные ванны, где ее подогревают раскаленными на костре камнями, и купаются.
Это место было открыто монахами в 16 или 17 веке, и с тех пор пользуется огромной популярностью. Люди съезжаются сюда не только со всего Кавказа, но и со всей России и из других стран, разбивают палатки и живут здесь все три теплых летних месяца. Рассказывается множество историй о чудесных исцелениях.
Мы прожили там несколько дней, пили целебную воду, купались под водопадом из этой воды, гуляли по горам. А потом по тропе, пробитой по горному хребту во время войны, за два дня дошли до поселка Аватхара. Далее - к озеру Рица, откуда на попутке добрались до Сочи. Затем - на «Ракете» до Анапы и на автобусе – до Большого Утриша, где было наше излюбленное место отдыха (между Большим и Малым Утришами). Мы отдыхали там лет пятнадцать подряд, пока это место не оккупировали нудисты, и пока не возникли проблемы с поиском хорошего места для палатки.
Днем на море мы с Димой купались, ныряли, загорали, заготавливали дрова для костра и т.д., а вечером, наловив креветок, до полуночи рыбачили. К утру у нас всегда был полный (как минимум) восьмилитровый котелок рыбы.
Из записной книжки:
«Дерево называется дуб, потому что у него много дупел»
Мама рассказывает Диме что-то, интенсивно жестикулируя: «Мама, когда ты перестанешь руками рожи корчить?»
Один знакомый зимой в горах (ездили кататься на лыжах) в присутствии толпы решил подшутить над Димой и целый час доказывал ему, что он произошел от обезьяны. В конце концов, Дима не выдержал и сказал: «Ну, хорошо, пусть я произошел от обезьяны, а вы, дядя Гриша, еще только происходите!». Дядя Гриша долго (от восторга) гонялся за Димой, грозясь оторвать ему голову. Реакция остальных понятна без комментариев.
Пришел как-то к маме на работу, все стали просить его спеть песенку или рассказать стихотворение: «Хотите, я вам лучше анекдот расскажу?» Здесь следует добавить, что мы старались привить ему хороший вкус во всем. Когда он принес из садика какой-то дурацкий анекдот, мы прочитали ему лекцию о том, что такое хороший смешной анекдот, привели несколько примеров, и даже стали собирать для него детские анекдоты.
Рассказывает, что на новогоднем утреннике несколько детей будут медведями. На вопрос, почему не ты, ответил: «Я по жирности не подошел».
Знакомая спрашивает у Димы: «Так вы будете сестренку покупать?». Дима посмотрел на нее очень удивленно: «Что ли у нас деньги лишние? Что ли мы родить не сможем?».
Через пару дней: «А может все-таки не будем деньги жалеть, зато точно будет девочка».
Через месяц: «Если родится мальчик, то мы его сможем обменять в Детском магазине на девочку, и она достанется нам совершенно бесплатно».
«Я очень люблю, когда мама ругает меня, а я вдруг скажу что-нибудь, и мама засмеется» - «А почему тебе это нравится?» - «Не знаю, но только очень нравится».
Однажды я щелкнул Диму по носу, он обиделся. Через минуту мама щелкнула по носу меня, Дима рассмеялся. Когда его спросили, почему разная реакция на абсолютно равноценные шуточки, он ответил, что шутки абсолютно не равноценные, ведь носы-то разные.
7 лет. Одно из самых ярких событий года – появление «волшебного кулька». Как-то раз мама купила горох. Дима съел часть, а остальной в обычном полиэтиленовом кульке положил в холодильник. Вечером я пришел домой поздно, когда Дима уже спал. Я тоже принес горох и пересыпал его в тот же кулек. Утром Дима обнаружил, что количество гороха удвоилось, и очень удивился. Мы, шутя, предположили, что, может быть, кулек волшебный. Дима очень недоверчиво отнесся к этому предположению, но решил проверить.
Летом мы собирались съездить с Димой на экскурсию в Москву. В том числе, чтобы покататься на эскалаторах в метро, вход в которое оплачивался пятикопеечными монетами. Поэтому Дима копил пятаки. Утром раздался вопль восторга. Оказалось, что в волшебном кульке лежат два пятака, вместо одного, несмотря на то, что кулек Дима тщательно спрятал в отсутствие родителей. Значит, кулек действительно оказался волшебным!
 Дальнейшие эксперименты позволили Диме выявить ряд закономерностей. Кулек удваивал за один раз не более трех пятаков, не реагировал на более крупные деньги (чтобы сильно «губы не раскатывал»), иногда устраивал себе «выходные» (родители забыли об этом, или не нашли припрятанный кулек) и т.д. В результате пятаков нам хватило на все поездки по Москве. Последний раз кулек «сработал» уже в Москве. В «Детском мире» Диме с мамой удалось купить детские перчатки (большой дефицит). Я сразу же купил вторую пару (все равно быстро потеряет или порвет одну перчатку), но Дима об этом не знал. Каково же было его удивление, когда, вернувшись из Москвы, он обнаружил в кульке две одинаковые пары перчаток. А потом кулек неожиданно исчез (как и появился). Наверное, нашел нового хозяина, которому он был нужнее.
Фото 20 и 21. В павильоне «Космос» на ВДНХ и 1-го сентября.
Кстати, поездка в Москву оказалась очень интересной и вспоминалась еще долгие годы. Мы вдоволь накатались на эскалаторе, посетили Кремль с Оружейной палатой, Бородинскую панораму, павильон «Космос» на ВДНХ, Зоопарк, несколько музеев, в том числе Зоологический, и многие другие. В Зоологическом музее понравился огромный, величиной с кулак, китайский клоп (каким же должен быть диван для таких клопов!). День рождения (7 лет) отметили в Москве, в ресторане. Там он первый раз попробовал маслины, с тех пор он их никогда не ел.
В начале сентября (1-й класс) произошел такой случай, родители встречали детей из школы. Учительница пожаловалась, что две девочки постоянно бегают за ней: «Я им говорю, не бежите, а они бегут, я опять говорю им, не бежите, а они не понимают». Тогда Дима и говорит ей: «А Вы бы сказали, не бегите, они бы сразу поняли». Учительница покраснела, мы тоже.
К очередному Новому году мы с Димой сделал ему костюм богатыря. Несколько дней чеканили из листов латуни латы и соединяли отдельные пластинки кольцами. На школьном утреннике за этот костюм Дима получил приз.
Фото 22. В костюме богатыря.
Как-то Диме попалась книжка про пионеров-героев. Прочитав рассказ о Павлике Морозове, Дима отложил эту книжку в сторону и сказал, что читать ее не будет. На вопрос почему, пояснил: «Так он же предатель, он родного отца предал!»
 8 … 10 лет. Дима всегда очень любил играть в солдатиков. На расстановку войск и битву уходило несколько часов. Но у Димы были в основном простенькие штампованные солдатики. Вдруг он узнал, что в универмаге г. Абинска продаются наборы красивых солдатиков. Сейчас таких много в любом магазине игрушек, а тогда мы о них узнали впервые. У нас не было возможности срочно собраться и поехать с Димой в Абинск. Но он так умолял, что мы рискнули отпустить его одного (да и время тогда было другое). Провели строгий инструктаж, дали денег, и он уехал на автовокзал. Очень волновались, но он четко выполнил все инструкции и вернулся, светясь от счастья. Таких солдатиков мы еще несколько лет в магазинах не встречали.
Фото 23. С младшим братом, Диме 8 лет.
Фото 24 и 25. Учим брата ходить и ездить верхом, Диме 9 лет.
Очередной поход в горы. Мы через перевал Донгузарун (1 А) сходили в Сванетию и через перевал Бечо (1 Б) вернулись обратно. Сванетия – это самый высокогорный район Грузии, который за всю его историю не смог покорить ни один враг (кроме советской власти). Проход по долинам перекрывали ряды каменных башен (они располагались во дворе каждого дома), высотой около 20 метров, со стенами, толщиной более метра. Вход в башни находился на высоте около 10 метров, люди поднимались туда по лестницам, которые затем втягивались внутрь. В башнях было все необходимое для длительной осады. Все пространство долины простреливалось из узких бойниц этих башен. А протащить таранные орудия (позднее – пушки) по горным долинам было практически невозможно.
Поэтому во время нашествий врагов на Грузию все самое ценное свозилось в Сванетию. Историки, которых мы там встретили, говорили, что в частных домах там хранятся такие удивительные коллекции вещей, которым позавидовал бы любой музей. Только все это недоступно для ученых.
Мы побывали в одной из башен. Поразились обилию вкусных консервов в магазинах (в России мы таких и не видели, продукты для походов мы запасали в течение целого года из-за их дефицита). Полюбовались на гуляющих по лесу домашних свиней с выводками полосатых поросят (весной их выпускают в лес, а осенью они сами приходят домой), туром, отдыхающим на крыльце одного из домов, и т.д.
Больших сложностей в этом походе не возникло, разве что на обратном пути пришлось спускаться по рваному леднику. С трудом находили места, где ширина трещин не превышала 1,5 метра, и их можно было перепрыгнуть (с подстраховкой). Правда, если бы я поскользнулся и сорвался в трещину, то Диме, с учетом его возраста, удержать меня было бы очень сложно.
Фото 26. В Сванетии, Диме 10 лет.
Большую часть своих успехов дети достигают через преодоление психологических барьеров. Дима уже мог проплыть 100…200 м вдоль берега, но боялся заплывать слишком далеко. Тогда я взял матрас и сказал: «Сейчас мы поплывем рядом, ты можешь взяться за матрас в любой момент, но если можешь плыть дальше, то не берись». В результате мы отплыли от берега метров на 500, проплыли 4…5 километров и вышли на берег. Дима так и не притронулся к матрасу. Психологический барьер был преодолен, и с этого момента он чувствовал себя в воде весьма уверенно.
После 10 лет. К одиннадцати годам Дима уже очень хорошо плавал, но с нырянием была небольшая проблема. Просто так под водой он мог пробыть около минуты. Если нырял в длину – то секунд 30. А если в глубину, то воздуха хватало только секунд на 15, то есть Дима нырял на глубину не более 3 … 4 метров и, практически не задерживаясь, выныривал. Однажды мы собирали мидий со столбов пирса. Я тогда не мог нырять, порвал барабанную перепонку в ухе. Поэтому Дима нырял, собирал мидий и отдавал мне, а я складывал их в сетку. А перед этим Дима взял чужие ласты, т.к. его ласты стали малы. Вдруг Дима вынырнул, сказал: «Ласт потерял» - и, не успев набрать воздуха, снова нырнул. Я ждал его больше минуты, собрался нырнуть следом, «плюнув» на свое ухо, но увидел его тень, поднимающуюся из глубины. Дима вынырнул явно «осоловевшим»: «Достал». А когда отдышался, сказал, что поймал ласт в одном метре от дна. Потом мы померили глубину в этом месте, оказалось больше 11 метров. То есть Дима в 11 лет нырнул на глубину 10 метров в одном ласте!!! После этого я научил Диму «продувать уши», психологический барьер был пройден, и Дима стал прекрасно нырять.
Фото 27. А биологи говорили, что на Утрише угри не водятся.
Кстати, в 18 лет Дима мог продержаться под водой до пяти минут!!! А в 30 лет – три минуты.
Учеба в школе у Димы протекала очень ровно. Не было любимых или нелюбимых предметов, все давалось легко. Учителя очень хорошо относились к Диме. И только учительница истории, особенно когда проходили «историю древнего мира», часто возмущалась поведением Димы. Дело в том, что он зачастую начинал рассказывать тему урока так, как ее знал он сам. Причем так интересно, что в результате уже никто не слушал учителя, весь класс требовал, чтобы рассказывал только Дима. И планы уроков постоянно срывались. На доводы учительницы, что Димины рассказы основаны на популярной и художественной литературе и не отражают реальные исторические факты, убежденный в своей правоте, «умничающий» Дима отвечал, что учебники тоже писали люди, и где больше вымысла, неизвестно.
Фото 28. Первый трофей, Диме 12 лет.
Но со временем это прошло. Дима хорошо учился, у него была поразительная память, в том числе зрительная, практически абсолютная грамотность. В школе жизнь была очень насыщенной, Дима был ее активным участником. Практически на всех каникулах он куда-нибудь ездил (в Ленинград, в Москву, по Золотому кольцу, в Симферополь и Севастополь, в Пятигорск и Кисловодск и т.д.). В то время подобные экскурсии постоянно организовывали и финансировали профсоюзы для детей своих сотрудников.
Первый раз на Эльбрус мы попытались зайти с Димой, когда ему было 11 лет. Цели подняться на вершину мы не ставили, просто хотели прогуляться вверх, насколько хватит сил. Дошли до «Приюта 11» (высота 4200 м) и заночевали. А наутро поднялась такая метель, что видимость не превышала 10 метров. Прождав два дня, решили спускаться вниз. Первыми вышли начальник спасательной службы Эльбруса с тремя туристами, минут через 10 - группа старшеклассников с физруком (женщиной) во главе, а затем, минут через 15, мы, две семьи с детьми. Мы думали, что шедшие впереди пробьют хорошую тропу, но за 15 минут их следы полностью замело снегом, и мы пошли, проваливались по колено. Вскоре мы догнали вторую группу и стали совещаться с физруком. Она доказывала, что надо двигаться левее, а я настаивал – правее. Она задавила меня своим опытом, пошли левее, но через полчаса заметили перед собой темные полосы - трещины в леднике. Стали уходить вправо. Вскоре кто-то услышал голоса. Стали кричать, оказалось, что это первая группа.
Дело в том, что в такую погоду первому в группе идти очень тяжело, а я шел впереди. Все белое, никаких ориентиров, идешь как слепой, не знаешь, то ли на следующем шаге ты стукнешься лбом в стену, то ли упадешь в трещину. Когда мы подошли к первой группе, начспас спросил, нет ли у нас веревки, чтобы связаться. К сожалению, веревку мы оставили внизу, я и сам уже не раз думал о ней. Вдруг выяснилось, что у нас есть компас, а начспас знает азимут, по которому надо двигаться. Вскоре мы подошли к станции «Мир» и увидели ее в просвете. Слава богу, не промахнулись.
Фото 29. Горный орел, Диме 13 лет.
Второй раз мы были на Эльбрусе в мае 1985 г. Проводилась альпиниада в честь 40-летия Победы. У нас подобралась хорошая группа. В первый день добрались до «Приюта 11». На следующий день провели акклиматизацию, т.е. поднялись выше скал Пастухова (4800 м), провели там пару часов и спустились вниз. На третий день, точнее ночью, пошли на вершину. Мороз, ветер. Темп передвижения – делаешь 10…20 шагов и отдыхаешь минуту, восстанавливая дыхание, потом опять 10…20 шагов. Так мы поднялись выше седла (5300 м). Отдохнули. До вершины оставалось совсем немного. Попытались двигаться дальше, но Дима не смог. Сказал, что если дойдет до вершины, то спуститься уже не сможет. Решили возвращаться. Если бы мы еще один день посвятили акклиматизации, то Дима легко дошел бы до вершины.
В следующий раз я не смог пойти в горы с Димой, а ему очень хотелось повторить попытку взойти на Эльбрус, поэтому он присоединился к группе, которой руководил В.Я. Фридланд, мой старший друг, очень опытный турист и альпинист. Перед началом восхождения Фридланд В.Я. вышел из «Приюта 11», огляделся, посмотрел на небо, что-то ему не понравилось, и он отменил восхождение, а несколько групп пошли. Ближе к полудню погода резко испортилась. Большинство из тех, кто пошел на восхождение, не вернулись. Когда распогодилось, все, кто был на «Приюте 11», приняли участие в «спасательных работах» (хотя спасти кого-нибудь уже было невозможно).
В следующий раз мы вместе с Димой предприняли попытку восхождения на Эльбрус с северной стороны, т.е. там, где нет никаких подъемников и приютов. Опять подобралась хорошая группа. Тактика подъема после подхода к подножию Эльбруса: полдня идем вверх, оставляем рюкзаки, поднимаемся выше налегке, проводим там два - три часа для акклиматизации, спускаемся к рюкзакам и разбиваем палатки для ночевки. Так мы дошли практически до седла. На следующий день должны были подняться на вершину. А к ночи – две напасти. Заболел один член группы. А болезни на большой высоте очень опасны, развиваются очень быстро и могут иметь плачевные последствия. В таких случаях надо резко сбрасывать высоту. Кроме того, поднялся сильный ветер, идти ему навстречу было практически невозможно, валил с ног. Руководитель принял решение. Рано утром быстро собрали вещи и «полетели» вниз. Ветер дул в спину и был такой силы, что казалось, если подпрыгнуть на месте, окажешься метров на 20 ниже. Через несколько часов мы оказались у подножия Эльбруса, т.е. там, где были три дня назад. На спуске я провалился в трещину, слава богу, неглубокую. Дима среагировал очень оперативно, упал и «зарубился» клювиком ледоруба. В этот раз Дима чувствовал себя полным сил, и если бы восхождение не было прервано, легко поднялся бы на вершину. После этого похода Дима ходил в горы уже без меня в составе спортивных групп.
В школе Дима серьезно увлекся авиацией. И это увлечение сохранилось у него на всю жизнь. Он читал очень много книг по истории авиации, особенно начала ХХ века и времен Великой Отечественной войны, «рылся» в архивах, переписывался со специалистами. В его компьютере – тысячи архивных документов и фотографий самолетов. Дима сделал десятки моделей самолетов. Причем эти модели были похожи на оригиналы до мелочей, Дима воспроизводил даже подтеки масла из двигателя. А как интересно он рассказывал историю каждого самолета!
Учась в 9 классе, Дима узнал, что в аэропорту открылась школа юных летчиков. Поехал, поступил. В этой школе читались различные лекции по истории авиации, устройству самолетов, технике пилотирования, работе наземных служб и т.д. Проводились встречи с известными летчиками и космонавтами, занятия на тренажерах, экскурсии в различные службы аэропорта, в кабины пилотов самолетов и многое другое. Детям сшили летную форму, и они щеголяли в ней. После окончания школы детям выдавали документы, которые позволяли им поступать в институты гражданской авиации без экзаменов.
А еще в программе школы были прыжки с парашютом. Результат прыжка – перелом ноги. А мы через месяц собирались в отпуск. Перед отпуском врач сказал, что гипс снимать еще рано, но Дима «случайно уронил» ногу в ванную, когда купался. Новый гипс накладывать не стали, но врач попросил беречь ногу, а после отпуска прийти к нему для разработки ноги.
В горы, естественно, мы пойти не могли, поехали на море. До нашего места надо было пройти 4 км по каменистому берегу. На костылях – сложно. Я надул матрас и оттранспортировал Диму морем, а затем вернулся за рюкзаками. Днем Дима на костылях добирался от палатки до берега, опираясь на мое плечо, заходил в воду, и плавал. Когда мы вернулись, врач осмотрел ногу и сказал, что разрабатывать здесь нечего, все уже давно разработано.
Если с учебой в школе у Димы было все в порядке, то сложности появились после ее окончания. Обычно к этому времени дети знают, куда будут поступать, но не Дима. Мы предлагали разные варианты, а он отвергал. Главный критерий: интересно или нет. Меркантильность в его характере совершенно отсутствовала. Наконец остановились на физфаке МГУ. Получив хорошие оценки по математике и физике, ему поставили за сочинение отлично за грамотность и двойку за стилистику (это Диме то!!!). В этот год был громадный конкурс, и проще всего было «резать» на стилистике. Даже в центральных газетах потом писали, что именно таким образом в том году в МГУ «срезали» очень многих умненьких иногородних абитуриентов.
Дима этот удар воспринял как трагедию. Расстроенный, он вернулся домой. Так как экзамены в МГУ проводились на месяц раньше, мы стали уговаривать его поступить в КубГУ, но у Димы не было желания. В конце концов, он согласился, но не для себя, а для мамы. Надо было сдать еще один экзамен, поехал. Вдруг звонит, забыл паспорт, на экзамен не пускают: «Если Вам надо, чтобы я поступал - привезите». Мама срочно поймала такси, привезла, ждет, «болеет» за Диму и караулит, чтобы не сбежал. Выходит расстроенный Дима. «Что случилось?» - «Да ничего – пятерка, поступил». И в этот момент ему на глаза попалось объявление, что все поступившие должны явиться завтра на ремонт общежития. От всплеска Диминой злости и обиды стало плохо даже столбу, на котором висело объявление. Но мы оказались на высоте, я сходил в деканат и сочинил какую-то историю. В результате через день мы уже купались в море.
Весь первый семестр Дима не хотел заниматься: «Зачем мне это?». Выезжал только на «запасах» своих знаний. В конце семестра даже возник конфликт, преподаватель математики Мавроди из-за Диминого «гонора» не хотел ставить ему зачет и допускать к экзаменам. Пришлось мне поехать в университет к Мавроди: «Да простите Вы его, молодой еще, дурной, образумится, все будет в порядке». Дима сдал экзамен и после этого случая стал учиться нормально.
Фото 30. Диме 19 лет
А когда Дима начал преподавать в «политехе», он сам признавался, что стал во многом копировать Мавроди. Потом ему доверили принимать экзамены у абитуриентов. Приходит как-то раз домой: «Ну и тупые абитуриенты пошли, тянешь такого «за уши» - ни на один простейший вопрос не может ответить. Поставишь ему двойку, а потом меня ругают, ведь ректор запретил ставить двойки, может быть недобор студентов. А потом такие абитуриенты распространяют слухи, что к нам нельзя поступить без блата или взятки».
Выше я уже отмечал, что главный критерий выбора ВУЗа у Димы был: интересно или нет. Меркантильность в его характере совершенно отсутствовала. То же самое относилось и ко всему остальному. Будучи творческим человеком, он все в своей жизни делил на: интересно или нет. Он и из преподавателей ВУЗа ушел, потому что это ему было не очень интересно. Так редко бывает, чтобы хобби переросло в работу, которая приносила столько удовольствия. Став фотографом, он стремился стать художником. Он отказывался фотографировать в школах и детских садах, хотя это приносило бы ему неплохой доход, а также на свадьбах, кроме как на свадьбах друзей, которым он не мог отказать. Зато в День Победы он пораньше выбирался в город, чтобы бесплатно фотографировать ветеранов. Искал и фотографировал наиболее колоритных бомжей. Более того, заработанные деньги он тратил, прежде всего, на реализацию своих творческих проектов. А как он радовался своей студии на ГТРК: «Представляешь, папа, около 300 квадратных метров, в углах, правда, два концертных рояля, но их совсем не заметно, абсолютно не мешают. Какие там проекты можно реализовывать!!! Такой студии, наверное, нет ни у одного фотографа в ЮФО!»
Я мог бы еще очень многое отразить в своих воспоминаниях о Диме, но мне кажется, что лучше «уступить дорогу» воспоминаниям его друзей.
Все воспоминания
|